Интересное в мире мистики и эзотерики
+7(916)334-97-18

Легко, свободно, непринужденно. О вопросах мотивации ребенка

Когда мы рассматриваем вопрос учебной мотивации, необходимо понимать, на каком уровне мы рассуждаем? Можем говорить о мотивации непосредственно на уроке и о мотивации в более широком смысле (осмысленность учебного процесса, образования, понимание смысла образования для жизни). Если мы рассматриваем мотивацию в контексте педагогической системы, то имеем более широкий смысл мотивации, нежели процесс на уроке.


Учитель и в целом педагогическая система формируют мотивацию и на том, и на другом уровне. На уроке, благодаря его организации, фокусом воздействия являются различные психофизиологические подсистемы организма: психическое состояние, настроение, концентрация внимания, эффективность запоминания, интерес. 

Педагогическая система носит более глобальное воздействие на личностные процессы: самооценка, уровень притязаний, позиционное поведение, временная перспектива. Т.е. учебная мотивация формируется и поддерживается не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, и на перемене.

Если мы хотим сформировать и поддержать естественное, природное желание учиться и приобретать знания, мы должны руководствоваться соответствующей философией, философией здоровья и здравого смысла. А здравый смысл говорит нам о том, что ученик, увы, не объект педагогического воздействия, в которого можно вложить все как в корзинку, и не компьютер, который можно запрограммировать и он тебе выдаст нужный результат. Ученик – это человек, личность, со своим характером, желаниями и потребностями. И, поэтому, относиться к нему надо именно как к личности, как к равному себе, и тогда мы сможем говорить о здоровом микроклимате и возможной мотивации.

Итак, в чем же дело? 

Как организовать процесс обучения на основании философии здравого смысла? Вспомните себя, когда и при каких условиях вы чувствовали, что вам нравится делать то, что вы делали, и хотелось еще больше, и в воображении вы представляли, как это можно сделать еще, по-другому. Вспомните те моменты, когда вы занимаетесь своим увлечением: вождением автомобиля, изобретаете новый шедевр кулинарии, вышиваете, играете в бильярд, танцуете любимые танцы. 

Как вы себя ощущаете в такие минуты, кем вы себе представляетесь? Чувство полета, как будто крылья выросли? Чувствуете, что вы можете? Чувствуете, что вы создаете шедевр? На языке психологии это называется быть и ощущать себя активным субъектом своей жизни. Пусть даже в кратковременных моментах наших увлечений, мы, знаем это чувство и ощущение полета, ощущение самостоятельности, ощущение выбора. 

Когда вы что-то делаете самостоятельно, сами, без внешнего контроля и чьих-то советов, вы не боитесь ошибиться, и вам интересно, что из этого получится. Такое ощущение самостоятельности поиска дает нам мощный толчок к движению, изменению. Подобный опыт питает нашу мотивацию, укрепляет эмоционально-волевую сферу личности.

Учите ребенка рефлексии

Что я знаю о гоночных машинах (комнатных растениях, хомячках, стихийных бедствиях), что не знаю, что хочу узнать. Этот прием не только поддерживает мотивацию, но и формирует адекватную самооценку и учит целеполаганию. Другими словами, мы, взрослые, должны научить ребенка ставить проблемные вопросы самостоятельно и не бояться задавать вопрос ПОЧЕМУ? 

О свободе выбора

Помимо ощущения и осознания своей самостоятельности и активности, важно дать ребенку опыт свободы выбора. Свобода, как известно, - общечеловеческая ценность и базовая психологическая потребность. Инициатива человека гаснет, когда он чувствует «заданность» своей жизни, работы и т.д. Не допускайте ошибку, внушая ребенку, что образование надо принять как данность, а предписание и традиции общества. Конечно, это сложно сделать, ведь все мы живет в обществе и стараемся привить детям общечеловеческие ценности (а образование тоже входит в категорию ценностей). Если мы будем относиться к образованию и самообразованию как к ценности, как возможности для саморазвития и самореализации, а не как к тому, чем занимаются все, потому что это принято у нас в семье, городе, стране, обществе, то мы без всяких усилий над собой будем искать все новые и новые возможности для своего образования и делать это с большим удовольствием. 

Вопрос: как научить этому ребенка? 

Как правильно представить ему смысл образования? Ответ только один: через свой личный пример, через свое личностное отношение к своему образованию и профессиональной компетентности. Согласитесь, не справедливо требовать от другого человека того, чем сам пренебрегаешь и не стараешься соответствовать. 

То, насколько мы сами будем работать над собой, над своим профессионализмом и компетентностью, будет хорошим уроком для наших детей. Это тот опыт, который ребенок черпает из своей семьи, это те модели поведения и отношения к жизни, которым ребенок учится прежде всего в семье.

Вопросы образования ребенка должны обсуждать вместе с ним, в какой школе учиться, в каком классе, какой профиль выбрать. Здесь, мудрость родителя – в позиции слушателя. Именно слушателя, а не вещателя норм и правил. Старайтесь всегда узнавать своего ребенка: чем он интересуется, что хочет больше всего, как относится к тем или иным традициям и правилам вашей семьи, как он хочет проводить свободное время, что нравится, а что не нравится в школе и почему. Создайте атмосферу безопасности и комфорта, когда ребенок не боится искренне сказать все, что он думает и выразить истинные чувства, и тогда он почувствует, что может выбирать.

Вера 

И последняя составляющая философии здравого смысла: воспитать в ребенке ощущение, веру - «Я могу». Что, как не знание того, что я умею, у меня получается, дает нам веру и уверенность в том, что у меня получится справиться и с этой сложной задачей? Как воспитать веру в себя и свою компетентность? Откуда ребенок получает ценную для него информацию о своей личности и об успехах? Конечно, прежде всего, от родителей и учителей. 

А это значит, что сначала ребенок слышит: «Ты можешь! Молодец! У тебя получается!», а потом говорит себе: «Я смогу. У меня получится». Традиционно в педагогике формой поддержки ребенка считается похвала. Но часто родители боятся перехвалить и разбаловать свое чадо. И действительно, не любая похвала полезна.

И так, что такое полезная похвала?

1) Полезная похвала – ясная, конкретна и содержательна, а значит информативна. Другими словами похвала объясняет, почему «я молодец», за что «меня похвалили». Не просто «Молодец! Умница!», а «Ты так хорошо написала сочинение», «Спасибо, что помог мне с уборкой. У тебя хорошо получается пылесосить книги». 

2) За что хвалим? За проявленные усилия и настойчивость, а так же за достижение конкретных целей. Т.е. «Ты очень хорошо постарался», «Сегодня у тебя лучше получается решать тригонометрические задачи», «Я заметила, что у тебя в дневнике стало больше пятерок», «Ты так долго сидел вчера за уроками. Я уверена, что результат будет лучше». Таким образом, в сознании ребенка должна отобразиться динамика его работы. 

«Сегодня у меня лучше получается? Или мои результаты стали хуже?». Если результаты хуже, то почему? Где я не доработал? Только в условиях конструктивной и правильно организованной обратной связи у ребенка сформируется не только мотивация на успех, но и адекватная самооценка. Это залог здоровья личности и успеха в жизни.



Возврат к списку