Интересное в мире мистики и эзотерики
+7(916)334-97-18

Толкование карт Таро

Происхождение и точный автор карт Таро вызывает самые бурные дискуссии, начиная со средних веков  и заканчивая нашими днями. 


Кому только не приписывают право авторства этой знаменитой колоды: и египтянам, и мусульманам, и цыганам, и индийцам, и, в конце концов, самим европейцам, так не на шутку увлекшимся гаданиями по этим самым картам. 



О картах Таро: история появления


Как утверждается, карты Таро появились в Европе где-то около 1375 года, якобы это была новинка, завезенная из стран исламского мира. Однако здесь явная неувязка: ислам, как известно, зародился в VII в.н.э. на территории нынешней Саудовской Аравии и был молодой, агрессивной религией, активно осуждающей отклонение от норм Шариата. 


В Коране же говорится: "О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете." (5:90).



Версия о том, что карты Таро в Европу принесли выходцы из Индии – цыгане, также весьма спорна. Дело в том, что цыгане в основном использовали гадание по руке – хиромантию, а если и использовали в своих практиках карты, то лишь игральные.


В  XVIII в. Антуан Курт де Жебелен французский писатель, богослов и оккультист (странное совмещение!), выдвинул оригинальную версию о египетском  происхождении этих загадочных карт  в  своей работе «Du Jeu des Tarot» («Об игре в Таро»), суть которой заключается том, что Арканы колоды представляют собой зашифрованную версию Книги Тота. 



Другая версия гласит о том, что жрецы некоего мистического общества Древнего Египта с помощью колоды решили сохранить свои знания для посвящённых таким интересным способом. Но и здесь видны явные противоречия: за время существования карт Таро изображения Арканов постоянно менялись (и, как позже мы увидим, будут меняться ещё не раз), поэтому утверждать, что картинки колоды содержат какое-либо зашифрованное послание – по крайней мере наивно!


Конечно же не обошлось и без попытки привязать Таро к каббалистическому учению. 


Так как число Старших Арканов равно числу букв в еврейском алфавите, т.е. 22, можно и число номерных Младших арканов привязать к числу сефир на Древе Сефирот – 10. 


Буквы же и цифры в Каббале содержат понятный для посвящённых объём знаний, т.к. являются сами по себе хранилищем Божественной энергии,  подобно тому, как каждый файл в компьютере хранит определённую часть информации и тому, кто знает код доступа, эта информация становится доступной. Про остальные же младшие Арканы скромно умалчивается. 



Европейская версия происхождения колоды из 78 карт отдаёт предпочтению итальянскому происхождению Таро. Предположительно Таро появились в  Италии в 1420-1440 гг. в её северной части. До наших времён дошли роскошные карты из аристократических кругов, выполненные вручную. 


Последователем и учеником вышеупомянутого Жебелена был великий толкователь Таро Жан Франсуа Алиетте, представавший под псевдонимом Эттейла  (Алиетте наоборот).  Спустя два года после выхода книги своего учителя он и сам издал «Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро». 


Именно его и можно считать родоначальником активной моды на Таро, т.к. именно он создал колоду из 78 карт своего собственного фасона в масонском стиле, например четыре общественные добродетели – Благоразумие (Влюблённые); Справедливость (Правосудие); Умеренность; Стойкость (Сила) нашли в ней своё отражение. 



Очень похоже на то, что этот самый Этейлла, выражаясь современным языком, провёл очень грамотную и обширную пиар кампанию и весьма  неплохо стал зарабатывать на гадании с помощью карт Таро. Видимо, что стремление определённых граждан обобрать соотечественников, было присуще человечеству во все времена.   


Но вернёмся к самим картам Таро. Известно несколько разновидностей колод, например колода Мантенья состоит всего из 50 карт по 10 в каждой категории с изображениями олицетворения  планет, социальных классов, наук, муз и т.д. А вот карты тарроки из Венеции имеют уже 78 карт, затем тароккино из Болоньи, в которых насчитывалось 62 карты, позже в Италии появилась так называемая «Флорентийская колода Минкиати»,состоявшая из 97(!) карт. 


В свете такого изобилия изображений на картах возникает резонный вопрос: « Как же они разбирались в этих картах?», тем более, что картинки не имели подписи с обозначением: «Повешенный», «Иерофант», «Император» и т. д.. Здесь мы можем вернуться к вышеупомянотому высказаванию о том, что картинки постоянно менялись, т.е. никаких зашифрованных посланий они передавать не могли.  


Самое распространенное мнение о происхождении названия колоды – итальянское. Вначале появилось название «carte da trionfi» (карты козырей), позже – «tarocci». Из истории известно, что в 1594 году уже существовали гильдии карточных мастеров, именовавших себя «таротьерами» (tarotiers), а ведь гильдия – это сообщество людей, объединённых определённой профессией! Из этого следует, что профессионалов, посвятивших свою жизнь гаданиям по картам Таро, было очень немало. 


Странно то, что символизм старших Арканов происходит из европейского христианства, потому что средневековая католическая церковь усиленно боролась со  еретиками, и уж никак карты различных видов не могли относиться к христианским добродетелям. 


С другой стороны, Верховные Инквизиторы, имевшие огромный вес в христианстве, документально определили всё, что могло считаться ересью, но вот карты Таро отчего-то в этот список не вошли, хотя церковь после Реформации активно протестовала против изображения  Папы и Папессы на картах. 



То ли Инквизиция тому виной, то ли интерес к картам Таро пропал надолго, только в течение 350 лет не упоминались в книгах по магической или оккультной философии. Однако в 1791 неожиданно возникает новая волна интереса к картам Таро и начинается новая жизнь знаменитой колоды. 


Так в 1888 году докторами и масонами Уином Уэскоттом и Уильямом Вудманом в Британии было основано очень влиятельное в те времена оккультное общество – герметический Орден Золотой Зари. В числе основателей общества был ещё один знаток эзотерики – Самюэль Лиддел Магрегром Матерс (Мозерс). 


Все они были членами розенкрейцерского оккультного общества «Societas Rosiruciana». Интересная деталь – членами этого оккультного общества могли быть и женщины, хотя в  те времена они не могли вступать в какие-либо сообщества. Ещё более интересным является тот факт, что поскольку это был единственный орден, сделавший исключение из правил, то почему же история не сохранила ни одного имени женщин, имевших счастье состоять в таком загадочном обществе. 


Как и во всех известных обществах в Ордене возникали противоречия и те, кто был не согласен с «генеральной линией» отпочковались и образовали собственные системы. Наиболее известными выходцами из сообщества были двое: Артур Эдвард Уэйт и Алистер Кроули. Первый основал в 1903 году «Святой Орден Зодлотой Зари», второй – орден «Серебряная Звезда» в 1907, причём  вектора идеологий этих орденов были диаметрально противоположны: если Уэйт отличался приверженностью христианским религиозным традициям, то Кроули был известен отвращением ко всему христианскому, поощрял сексуальные оккультные практики и наркотики. 


Как уже упоминалось выше картинки на колодах карт Таро видоизменялись не один раз и Уэйт, в соответствии со своим видением, в содружестве с художницей Памелой Колман Смит, создал свою колоду. Позже, в 40-х годах, Алистер Кроули проделал абсолютно то же самое – совместно художницей леди Фридой Харрис. Знатоки отзываются о последней об исключительной по богатству и сложности, заключённой в ней. 


В заключение можно привести весьма неоригинальный вывод: нам, к сожалению, не дано знать кто подарил человечеству эти загадочные Карты Таро, мы можем лишь констатировать тот факт, что они есть, видоизменяются и вовсе не собираются уходить со сцены. Более того, с расширением Интернета, колода Таро вышла на новый виток развития и вербует в свои ряды ещё больше поклонников. 



Возврат к списку