Интересное в мире мистики и эзотерики
+7(916)334-97-18

Языческие обряды и ритуалы

Языческие ритуалы и традиции составляли главную часть в праздничных процессиях, трагических событиях и простой будничной жизни. Среди главных событий выделяются свадьбы, пострижины, рождение детей, праздники и развеселые народные гуляния. Особые действия производились во время погребений и поминальных дней. Ритуалы имели место и во время сбора урожая, новоселья и даже на сборах общин.


Смысл проведения всех обрядов состоял в привлечении высших сил (духов, Богов или предков) для совершения какого-то действия. Наши предки уже тогда знали о триединстве мира. Только трактовали они это по-своему. В их понимании существовали три мира. Явь - первый – это наш реальный мир. Второй - навь – место жизни духов, потусторонних существ и нечистой силы, а также это место обитания умерших душ. В правьем мире по их представлению жили Боги и духи предков. Для обеспечения и поддержания гармонии этих миров и проводились определенные ритуалы.



В любом случае ритуал – это глубоко сакральное действо, направленное на служение и оказания почета Богам, духам предков и роду. Все обрядовые действия проводил волхв или жрец, то есть специально обученный этому человек. Это очень важно, так как неправильное выполнение некоторых ритуалов могло не принести плодов, но это лучше, чем то, что ошибки могут негативно отобразится на здоровье, благополучии и даже жизнеспособности человека. Со стороны языческие ритуалы похожи на детские шалости, но на самом деле это реальная сила и простодушно смотреть на них как на простую игру.


Имянаречение


Так назывался процесс принятия человека в славянскую веру. Проводился жрецом. Причем данное имя могло, как и занятия (образ жизни, навыки и предпочтения) человека, меняться в процессе жизни. Само проведение может слегка отличатся, но смысл его в придании человеку энергетической связи с родом, дарению ему родного славянского имени и в помощи встать человеку под опеку Богов. Если же славянин от рождения  наречен родным именем, то обряд не проводился.


Выбирая имя, выбирался путь человека. Поэтому сей обряд ассоциировался с перерождением. Или с открытием родовой памяти. Жрец, услышав имя от духа, называл его вслух, таким образом соединяя явный мир с миром духов и уподобляясь самому Сварогу, который по приданию и сотворил мир. Нарекаемый уподоблялся новому творению.


При выборе имени необходимо быть предельно уверенным в жизненном пути человека, иначе следует подождать, когда все станет по этому поводу более ясно.


Раскрещивание


Может показаться, что он слегка схож с предыдущим обрядом. Но это не так. Отличие в главном – цели обряда. В этом случае волхв помогает человеку наоборот отречься от старой веры. Ритуал проводится не только в праздничный день у капища. Он может быть совершен и у святилища или реки, если раскрещиваемого нужно искупать. Во время действа должно быть три свидетеля.


Нарекаемый с голым торсом (если теплое время года) становится на колени у капища, символизируя свое соглашение со статусом раба Божьего. Также нарекаемый должен держать при себе старую рубаху и три разные требы. Условием вхождения в ритуальный круг является необходимость снятия крестика.


После всех необходимых действий жрец размыкает круг (нож достается из замка) и поздравляет нарекаемого с окончанием обряда.


Свадьба


Это особый обряд. Ей уделялось много внимания в виду ее значимости. Считалось, что цель человека – сохранение и продолжение рода для служения Богам. Следовательно, свадьба занимала особенное место среди сакральных действий, так как от ее успешного проведения зависело качество дальнейшего рода. Она относилась к общеродовым праздникам, наряду с рождением, введением в род и погребением.


Свадебный ритуал содержал и предварительные действия. Сначала приходили сваты и сватали за девушку парня. Затем происходили смотрины, во время которых молодых оценивали как пару. Сговор проводился, дабы решить окончательно размер и качество приданого. Естественно, потом шло обручение. Иногда (по предварительному согласию) проводилась кража избранницы. В этом случае жених обязан внести выкуп за возлюбленную ее отцу. Он назывался вено.


За пару-тройку дней до торжества печется особенный каравай. На нем обязательно должны присутствовать знаки-символы плодородия. Также пекся пирог из курятины, который символизировал достаток в будущей семье.


Новоселье


Со сменой избы связано много ритуалов. Так как считалось, что нечистая сила может препятствовать счастливой жизни молодых. Поэтому ритуалы новоселья соблюдались с особой бережностью и осторожностью.


Все начиналось с выбора места. Этому способствовали гадания. На выбранной земле ставили чугунок с пауком, и если восьмилапый сплетал сеть, то место было хорошим. Или в небольшую ямку ставили посудинку с медом. Если мурашки полезли в мед, значит, место счастливое. До нас дошел переиначенный обряд с запуском в дом кошки для определения идеальной комнаты для спальни. А в языческие времена для поиска удачного места для постройки дома сначала выпускали корову. Где она ложилась – там быть дому. Или же молодой должен был из четырех камней (предварительно собранных на четырех полях) построить на участке четырехугольник. Зайдя внутрь и бросив наземь шапку, он читал заговор. По истечении трех дней камни не тронуты – место благое.


Дом никогда не строился на выигранной на спор земле или на той, где были найдены останки, кровь, кости.



Пострижины


Древний обряд состоял в сострижении волос. Проводился в символ перехода семилетнего ребенка из-под опеки матери под влияние отца. Также ребенок менял опекунов и среди богов.


Ритуал проводился обычно сутра и при ярком солнце. Проводил его волхв или жрец. Кроме ребенка (это были в основном мальчики семи лет), родителей и ближайших родственников присутствовали еще музыканты, певцы и воевода.


Юнак в праздничной рубахе садился на стул около священного огня, который зажигал волхв. Все гости при этом стоят. Далее волхв в ритуальной нагрудной повязке читает торжество из требника. У воеводы волхв берет ножницы и, срезая пучок волос, бросает их в огонь. Потом о объявляет о том, что мальчик становится на путь взрослого мужчины (ведь военному ремеслу обучали с детства), и по знаку волхва музыканты начинают играть, а все исполняют гимн.


Колядование


В языческие времена были особые периоды, когда люди произносили заклинания для защиты от злых духов. Потом это совершалось в определенное время и со временем приурочилось к празднику Коляды.


Группа подростков (славильщиков) ходила от дома к дому, распевая песни. За песни они получали гостинцы, которые собирал специальный человек – мехоноша. На палке они несли бумажную звезду (она имела шесть или восемь концов). Ее могли сделать полой и тогда ставили в ее свечу. Причем посещали дома они в определенной последовательности и сначала несли весть о рождении нового Солнца (это потом начались песни – колядки). Колядование было широко распространено, так за один день дом могли посетить от пяти до десяти групп «непростых гостей». Их всегда с радушием принимали и слушали величания с пожеланиями хозяевам, за что и пытались щедро одарить.


Обряды жатвы


Жатва – великое время в нише земледельческого цикла. Большинство ритуалов, правда, припадало на начало, именуемое в народе зажинками и конец, который называли обжинки. К какой-то дате они не привязывались, а проведение их зависело от степени созревания культур.


Магические ритуалы проводились для воздаяния земле благодарности, прошению о хорошем следующем урожае. С этой целью совершались и жертвоприношения. Но у обрядов было и более банальное предназначение – в их время жницы могли сделать перерыв в работе.


Первым и главным делом начала процессии было выбрать зажинщицу – сильную, здоровую и удачливую женщину. Она должна была быть проворной и ловкой, с «легкой» рукой. Ни в коем случае не поручали зажин беременным, более того, им даже запрещали смотреть на процесс, чтобы жатва не была «тяжелой». Зажинщица должна была тщательно подготовить дом к принятию первых сжатых колосьев. Она вымывала алтарь, лавки, а стол покрывала чистой скатертью. Сама мылась начисто и одевала чистую рубаху. К полю она шла вечером и быстрым шагом (иногда это делалось даже в тайне). Это делалось для того, чтобы все прошло быстро, легко и успешно. Придя на ниву, не мешкая и скинув верхнее одеяние, тут же принималась за работу, после которой без промедления спешила домой. На утро же все село узнавало, что зажин совершен, и сами селяне принимались жать.



Возврат к списку