Интересное в мире мистики и эзотерики
 

Человеческие пороки и борьба с ними

Сколько стоит мир, люди тем или иным образом проявляют присущие им личностные качества, как хорошие, так и плохие. Следуя церковной терминологии, положительные качества можно назвать добродетелями, а отрицательные – пороками, но сейчас гораздо чаще используется общее понятие «моральные качества». 


Человек, находящийся во власти пороков, нередко портит не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Нужно ли бороться со своими пороками? Можно ли с ними справиться? В поиске ответов на эти вопросы, кому-то удается обрести иные ценности в жизни, изменить ее качество. 

Какие бывают пороки 


В христианстве выделяют несколько основных пороков (грехов), которые дают толчок к развитию и проявлению многих других пороков. Таковыми являются: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие (обжорство), зависть, лень и уныние. Стоит остановиться вкратце на каждом из них.

Гордость заставляет человека считать себя исключительным, не позволяя просить совета и поддержки у ближнего или воспользоваться искренне предлагаемой помощью. Несомненно, каждый должен рассчитывать на свои силы, преодолевая обстоятельства, но иногда чья-то помощь просто необходима, и отказ от нее может быть воспринят другим человеком как пренебрежение к его добрым намерениям. Гордецы не видят собственных недостатков, ошибок, дурных черт характера – всего того, что может «уравнять» их с другими.

Алчность отвратительна. Те, кто имеют этот порок, стремятся к наживе любыми способами, не считаясь с законными интересами других, не стыдясь обмануть старика или ребенка, не думая о семьях тех, кого они разоряют. От них нельзя ожидать проявления доброты, щедрости, бескорыстия, бесполезно также взывать к совести или жалости. Богатство не приносит им счастья, ведь его накопление не меняет жизнь к лучшему: все время чего-то не хватает, хочется сорвать новый куш, и этой цели подчинены все помыслы. Но кому помогли большие деньги, на какие добрые дела они пошли? Ответа не последует.


Блудливый человек не способен на верность. Ему не важны семейные ценности и чувства партнера, которому он изменяет. Идя на поводу у порока, человек прилагает немалые усилия для удовлетворения своих потребностей, проявляя чудеса изворотливости. Именно порок руководит многими его поступками, он живет по-настоящему (в его понимании) лишь в процессе завоевания или подчинения нового объекта похоти. Но проходит время, и опять требуются новые впечатления. Применительно к супружеским отношениям такие понятия, как любовь, уважение, честность, не являются основополагающими для похотливого человека, однако он не видит ничего плохого в изменах, в хитрости и бессовестной лжи.

Гнев застилает разум. Поддаваясь гневу, люди утрачивают контроль над собой и способность логически мыслить. Этот порок разрушает отношения с другими людьми, ведь его проявления унижают и отталкивают окружающих. Искаженные черты лица, повышенный тон разговора, переходящий в «разнос» или скандал, беспочвенные обвинения, стремление к разрушению окружающих предметов, неудержимое желание сделать что-либо в отместку обидчику – это лишь немногие внешние признаки гнева. Решения, принимаемые в таком состоянии, не всегда адекватны ситуации и способны больше навредить, чем помочь решить проблему.

О чревоугодии могут рассказать те, кому знакомы неумеренность в еде и чувство пресыщения. Часто люди говорят себе, что надо правильно питаться, быть в форме и заниматься активной деятельностью, но недели сменяют друг друга, а в жизни ничего не меняется. Накапливаются лишние килограммы, ухудшаются внешность и самочувствие, от чего появляются отрицательные эмоции, а затем приходит апатия из-за нехватки жизненной силы. Да и откуда ей взяться, если организм целыми сутками занят перевариванием обильной пищи, и многие мысли связаны лишь с темой питания. В таком состоянии человек вряд ли загорится желанием помочь ближнему или будет стремиться к цели, достижение которой требует личных усилий, например, построение достойной карьеры или самосовершенствование. 


Зависть не позволяет радоваться жизни. Завистливый человек прилагает массу стараний для того, чтобы иметь больше, чем у него уже есть, но лишь затем, чтобы превзойти соседа или коллегу. Этот порок толкает людей на подлость: насплетничать, оклеветать, подставить, разрушить брак – такими средствами ведется «борьба» с объектами зависти. Те, кто не имеют возможности осуществить эти меры, изводят завистью самих себя, отравляя души бессильной злобой, вместо того, чтобы строить свое собственное счастье.

Лень вовсе не безобидна. Тот, кто ленив, найдет множество причин, которые мешают ему сделать то или иное, но большинство из них являются отговорками. Занятость, усталость, противодействие других людей, поломка транспорта, отсутствие информации, форс-мажор – каких только оправданий бездействия нет у ленивого человека, которому не хочется работать или выполнять чью-то просьбу. При этом, нередко, он и сам считает, что во всем виноваты обстоятельства, не желая задуматься о наличии порока, мешающего трудиться, заботиться о ком-то, к чему-то стремиться и чего-то добиваться. 

Уныние опасно тем, что человек перестает видеть вокруг хорошее и верить в себя, что лишает его радости жизни и надежды на лучшее. Унылые мысли не оставляют места для оптимизма и тормозят движение вперед. Уныние на лице и в глазах вызывает у собеседников жалость или, наоборот, раздражение и нежелание общаться, ведь от человека с таким настроением трудно ожидать чего-нибудь, кроме жалоб. Тому, кто не борется с унынием и позволяет ему стать привычным состоянием души, недалеко до депрессии, с которой еще труднее справиться собственными силами.


Стоит ли бороться с пороками?


Ошибочно думать, что пороки являются чертами характера, и ничего с этим не поделаешь. Важно помнить, что основным порокам сопутствуют и другие пороки – насилие, жестокость, жадность, расточительность, безответственность, пьянство, ложь, равнодушие, подлость и т.д. Мало что сдерживает порочных людей в стремлении добиваться своих целей любыми, даже преступными, способами. 

Поняв, что он обладает отрицательными моральными качествами, и приложив усилия для искоренения или умаления их проявлений, человек может стать гораздо счастливее и многого добиться в жизни, не шагая при этом, как говорится, по головам других людей. 

Трудно самостоятельно разобраться в глубинных причинах своей жизненной позиции, надо тщательно искать источники дополнительных знаний, которыми могут стать, например, духовная и классическая литература, книги профессиональных психологов, рассчитанные на широкую аудиторию читателей, консультации специалистов. Узнавая новое о человеческой природе, надо стараться быть объективным к себе, чтобы разобраться в эмоциях и в их причинах, здраво оценить свои способности и возможности. Постоянная работа, имеющая целью развитие и совершенствование самого себя, приносит, со временем, прекрасные результаты, и не позволяет топтаться на месте в поисках виноватых в собственных неудачах.



Возврат к списку