Интересное в мире мистики и эзотерики
+7(916)334-97-18

Мой ребенок заикается: причины, советы и упражнения

Заикание является одним из самых древних и до сих пор не до конца разгаданных нарушений плавности речи. По данным статистики, в мире около 5 – 7% детей страдают от заикания. По поводу его происхождения и причин существует большое количество теорий, вероятно, из-за конкретных и серьезных трудностей, которые оно создает в процессе общения.


Причины

Все причины заикания объединяются в две группы:

Предрасполагающие причин (открываемые), – наличие заикания в семье (наследственность), проблемы во время беременности и родов или тяжелые инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка, при попытке переучит левшу на правую руку, задержки речевого развития. 

Наличие только одной из этих причин не является достаточной, следовательно, для „разблокировки” заикания должна быть вызывающая причина – сильный и внезапный испуг, ослабление организма после тяжелой болезни, заикание со стороны близких или других детей, тяжелые физические наказания, неправильное воспитание (родители расходятся в своих требованиях к ребенку, и он живет в постоянном напряжении), несоблюдение режима питания и сна, большие требования к речи ребенка (повторять сложные слова, чтобы продемонстрировать перед незнакомыми людьми свои навыки – читать и рассказывать), семейные скандалы, в которых он был свидетелем.

Как распознать признаки заикания у ребенка

Заикание возникает чаще всего от 2,5 – 5 лет, когда речевая функция является неустойчивой и слабой – нервная система находится в стадии активного развития, а речевые навыки недостаточно автоматизированы. Известно, что заикание чаще встречается у мальчиков. С одной стороны, это объясняется более медленным развитием речедвигательных центров мозга, а с другой – большей активностью, ведущей к возникновению травматических ситуаций.

Наличие вышеуказанных признаков может спровоцировать появление первых симптомов заикания – нарушение беглости речи, повторение звуков и слогов, появление спазм (судороги) в начале слова или в определенных звукосочетаниях, которые прерывают речь и часто сопровождаются расширением некоторых начальных гласных. Дыхание порывистое и учащенное, частое задыхание, когда ребенок говорит с более сильным и высоким голосом. 

Речевая функция ухудшается при разговоре с незнакомыми людьми и совершенствуется в знакомой обстановке (перед родственниками и друзьями). В некоторых случаях после начала заикания наблюдается быстрая и невнятная речь. Она объясняется желанием высказать больше вещей в период, когда не хватают судороги. Постепенно в речи появляется вставка звуков, слов и фраз („а-а”, „э-э”, „же-же”, „это”), а также пропуск или замена трудных для произношения слов. 

Это нарушает структуру и логику речи, что приводит к формированию патологических стереотипов речи. Ребенок мучается, когда говорит. Появляются напряжение и гримасы на лице, а также принужденные движения в некоторых частях тела (движения плеч, втягивание головы, сжимание пальцев, стук ногой). Постепенно развиваются и внутренние (скрытые) симптомы – смущение, стыд, страх речи (логофобия), тревожное поведение в новых ситуациях, нежелание общения, избегание речевых контактов и встреч с другими людьми.

Что вы можете сделать после того как появится заикание

1. Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры – цель в том, чтобы избежать количества возбуждающих зрелищ;

2. Старайтесь организовать повседневную жизнь ребенка, не вызывая активных разговоров с его стороны – помогите ему найти творческое занятия, которые ему доставит удовольствие (раскраски, рисование, игры, головоломки, вырезание);

3. Не позволяйте ребенку понять, что вы обеспокоены тем, как он говорит, и не произносите перед ним слово „заикание”;

4. Постарайтесь ограничить максимальное количество пищевых продуктов и напитков, которые содержат какао и шоколад;

5. Не читайте сказки перед сном – лучше расскажите просто о вещах, которые произошли в течение дня;

6. Не просите ребенка настойчиво, чтобы он учил стихи и рассказывал сказки;

7. Старайтесь, чтобы ребенок хорошо кушал и достаточно спал в течение суток;

8. Пойте чаще известные песни, которые его будут поощрять говоритм медленно и спокойно;

9. Когда ребенок возбужден и хочет что-то рассказать, отвлеките его внимание, скажите, например, что вы должны присмотреть за приготовлением пищи в духовке, а когда вернетесь, поговорите;

10. Когда вы общаетесь с ребенком, говорите всегда спокойно, медленно и без напряжения – так вы приспосабливаете его к модели разговора, к которой он придерживается

Полезные упражнения

Вот несколько конкретных упражнений, которые вы можете делать каждый день по 10 – 20 минут с ребенком, можно и с перерывом. В зависимости от его возраста и интересов, вы можете сокращать или увеличивать продолжительность занятий. Представьте это себе, как игру, чтобы усилить мотивацию ребенка в ней участвовать. Игровые занятия включают в себя следующие этапы:

• Дыхательная гимнастика, направленная на улучшения диафрагмального дыхания, что позволяет увеличить объем выдыхаемого воздуха (у детей с заиканием выдох очень короткий).

• Совместно произношение слов и фраз – цель в том, чтобы выработать привычку медленно и ритмично говорить.

• Повторы слов и фраз – ребенок повторяет за вами, как эхо; цель состоит в том, что готовые слова и выражения облегчают речь.

• Закрепление речевых навыков в повседневной жизни – в играх, во время разговора с близкими и многое другое.

Внимание!

Если после подобных занятий в течение 1 - 2 месяцев заикание и дефекты в речи ребенка не уменьшатся, обязательно обратитесь для консультации к логопеду. Он сможет лучше оценить, какая степень заикания у Вашего ребенка, какой должна быть терапия, и какую вы можете оказать помощь в ней!


Возврат к списку